Ваш бухгалтер на главную контакты
бухгалтерские услуги
  О компании  
  Услуги  
  Цены  
  Справочная информация  
  Отдохнем ......  
 
 
   
  Прочие пояснения  
  Подоходний налог  
  Регистрация и ликвидация фирм  
  Налог на прибыль  
  Коды бюджетной классификации налогов и сборов  
  АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ ИФНС, ПФ, ФСС  
  ВЗНОСЫ В ПФ, ФСС  
  УСНО  
  ЕНВД  

 

 


изготовление сайта в веб студии ИНФРА

Уведомление налоговых органов об открытии (закрытии) банковского счета

Источник публикации: Компания Прайм-Ло

Открытие банковского счета является необходимым условием для создания нового юридического лица и регистрации индивидуального предпринимателя. Поэтому все бизнесмены, которые столкнулись с проблемой открытия собственного дела, знают, что даже такое, на первый взгляд, несущественное мероприятие, как открытие счета в банке может обернуться для организации целой чередой неприятностей. К слову сказать, не только открытие, но и закрытие банковского счета является основанием для предъявления соответствующих документов в налоговые органы. Несоблюдение этой законодательной «повинности» влечет за собой наступление внушительных штрафных санкций. Поэтому если вы хотите, чтобы деятельность вашей организации осуществлялась в рамках закона, не стоит пренебрегать установленными правилами.

Порядок и процедура предоставления подотчетных документов в налоговые органы регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов. Штудирование законодательной базы является наиболее правильным, однако далеко не самым рациональным вариантом. Ведь для изучения нормативно-правовых актов, а также их тщательной проработки необходимо время. А время, как известно, имеет огромную ценность для бизнесменов и индивидуальных предпринимателей. Поэтому, если вы хотите, чтобы открытие банковского счета прошло без сучка и задоринки, мы предлагаем вам ознакомиться с настоящим правовым «экстрактом» – информацией, собранной из нескольких нормативных источников и объединенной в рамках одной статьи. Надеемся, что приведенные разъяснения помогут вам сориентироваться в порядке предоставления сведений об открытии и закрытии счетов в банке и станут надежным подспорьем для развития вашего бизнеса. Однако обо всем по порядку.

Подпункт 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ гласит, что все налогоплательщики должны подавать в налоговые органы сведения об открытии либо закрытии расчетного счета в банке на протяжении семи дней с момента совершения указанной операции.

Спешим обратить ваше внимание на тот факт, что, в соответствие с п. 3 ст. 23 НК РФ, указанную информацию должны подавать не только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, но и лица, занимающиеся частной практикой. Поэтому если вы являетесь нотариусом или адвокатом, помните о том, что требования закона едины в отношении юридических и физических лиц. Еще одним документальным подтверждением данного факта служит письмо МНС России от 04.10.2004 № 24-1-10/700@, в котором детально расписываются юридические нюансы рассматриваемого вопроса.

Открытие или закрытие расчетного счета налагает определенные обязательства не только на самих предпринимателей, но и на сотрудников банковских учреждений. Так, в соответствие с абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ, на протяжении 5 дней с момента совершения одной из указанных операций банк обязан предоставить в налоговые органы информацию об открытии (закрытии) расчетного счета.

Подача всех необходимых сведений в налоговые органы осуществляется в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами РФ. Так, налогоплательщики обязаны предоставить все необходимые сведения в налоговый орган непосредственно по месту своей регистрации. В свою очередь, банковские учреждения подотчетны налоговой службе по месту регистрации самого банка. Что касается филиалов банковских учреждений, то здесь дело обстоит несколько иначе. В соответствие с письмом Минфина России № 03-02-07/1-124 от 14 марта 2007 года, все филиалы банковских учреждений должны направлять сведения об открытии (закрытии) счетов юридических и физических лиц в налоговый орган по месту регистрации, указанному в учредительных документах банка.

К слову сказать, говоря о строгих терминах подачи отчетной документации, мы имеем в виду рабочие дни. Так как в ст. 6.1 НК РФ четко сказано о том, что в расчет для предоставления указанных сведений берутся не календарные, а рабочие дни. В соответствие с действующим законодательством, рабочим днем считается тот день, который не является праздничным или выходным. Разумеется, подобное уточнение имеет для предпринимателей больше преимуществ, нежели недостатков, поскольку в данном случае сроки носят более лояльный характер. В то же время не стоит забывать о том, что утвержденные термины подачи материалов в налоговую службу носят обязательный характер, поэтому их нарушение чревато наступлением штрафных санкций. Так, в соответствие со ст. 118 НК РФ, нарушение сроков подачи указанной документации является основанием для привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц (ст. 15.4 КоАП РФ). Кроме того, в соответствие со ст. 118 НК РФ, подобное правонарушение влечет за собой уплату штрафа в размере 5 тысяч рублей. Учитывая тот факт, что многие организации являются малыми коммерческими структурами, величина штрафа за несоблюдение сроков подачи документации в налоговую службу имеет не только показательное значение. Что касается размеров штрафных санкций для должностных лиц, то их размер составляет порядка 1000-2000 рублей (ст. 15.4 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что далеко не во всех случаях организации и индивидуальные предприниматели, не предоставившие все необходимые документы в налоговую службу, могут быть привлечены к ответственности. Так, в соответствие с письмом ФНС России от № ЧД-6-24/998@ 28 ноября 2005 года, в случае, если договор о банковском обслуживании был расторгнут в одностороннем порядке, непредставление сведений о закрытии расчетного счета не является основанием для наступления штрафных санкций в отношении юридических и физических лиц.

Напомним, что договор о банковском обслуживании может быть расторгнут в одностороннем порядке по целому ряду причин. Все они оговариваются в ст. 859 ГК РФ. Как правило, основной причиной закрытия банковского счета служит отсутствие финансовых операций или денежных средств на счету клиента на протяжении двух лет. Если в течение указанного периода времени расчетный счет «бездействовал» или пустовал, банк вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. При этом в адрес владельца счета должно быть направлено письменное уведомление. В случае если с момента отправки уведомления клиенту прошло более 2-х месяцев, а денежные средства так и не поступили на указанный расчетный счет, договор автоматически аннулируется. 

Что касается ответственности банков за невыполнение возложенных на них обязательств, то на финансовые учреждения могут быть наложены внушительные штрафные санкции в размере 20 тысяч рублей. Основанием для привлечения банков к ответственности является п. 2 ст. 132 Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет как об умышленном, так и о непреднамеренном сокрытии сведений от налоговых служб о закрытии расчетного счета организации или изменении его реквизитов. К слову сказать, за несвоевременное предоставление указанных материалов не предусматривается какая-либо ответственность. Наглядным подтверждением вышесказанного является судебная практика (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-1852/2006 (20929-А45-26) от 27 марта 2006 года по делу № А45-18766/05). За подобные правонарушения также не предусматривается ответственность должностных лиц.


Тем не менее, несмотря на наличии многочисленных «лазеек» в действующем законодательстве далеко не всем правонарушителям удается избежать наказания. Поэтому не предоставление сведений в налоговую службу может послужить основанием для привлечения банковских учреждений, а также физических и юридических лиц к административной ответственности.

На практике нередко встречаются случаи, когда необходимые материалы об открытии/закрытии расчетного счета поступают в налоговую позже установленного срока. Если при этом действия налогоплательщиков или банковских учреждений не противоречат ст. 23 и ст. 86 НК РФ, то вполне вероятно, что предприниматели и банки смогут отстоять свою правоту в суде.

Ст. 11 НК РФ трактует банковский счет как счет, открытый на основании договора банковского счета. На указанный расчетный (текущий) счет могут зачисляться денежные средства компаний, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юристов и нотариусов, занимающихся ведением частной практики. Поэтому если банковский счет организации или ИП соответствует указанному определению, то сведения об его открытии или ликвидации должны быть направлены в налоговую службу по месту государственной регистрации юридического лица. Если в качестве налогоплательщика выступает ИП, то все необходимые документы должны быть предоставлены в налоговый орган по месту жительства физического лица. Это относится как к самим субъектам предпринимательской деятельности, так и к банковским учреждениям, которые занимаются их обслуживанием.

Согласно письму МНС России № 14-3-04/218-Г530 от 1 февраля 2002 года «Об ответственности за непредставление информации об открытии или закрытии валютных счетов» под определение банковского счета подпадают текущие и транзитные валютные счета, а также специальные транзитные валютные счета. Поэтому сведения об открытии или закрытии данных счетов, а также изменении их реквизитов должны подаваться в налоговые органы в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Обращаем внимание на тот факт, что депозитные вклады юридических лиц не являются счетами в традиционном представлении этого слова. В соответствие со ст. 834 ГК РФ они трактуются как депозитные вклады, поэтому не подпадают под положения ст. 11 НК РФ.

На сегодняшний день позиция налогового законодательства в отношении бюджетных организаций довольно двусмысленна. С одной стороны, в отечественной практике бюджетные учреждения долгое время обладали своеобразным привилегированным статусом, поэтому освобождались от необходимости сообщать сведения об открытии или закрытии счетов в налоговые службы. Подобное явление объяснялось довольно просто: понятие лицевого счета бюджетных организаций на тот момент не соответствовало определению, установленному НК РФ. Так продолжалось вплоть до 1 января 2007 года, когда в юридическую силу вступил Федеральный закон от 27.07.2006 № 137–ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Новый закон внес целый ряд поправок в статьи НК РФ. Преобразования затронули и святая святых – ст. 11 Налогового кодекса. Поэтому сегодня бюджетные организации, равно как и коммерческие предприятия, обязаны предоставлять в налоговую службу сведения об открытии, закрытии счетов, а также изменении их реквизитов.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об оповещении налоговых служб о закрытии (открытии) банковских счетов за рубежом. В настоящее время порядок уведомления налоговых органов о совершении подобных действий регламентируется информационным сообщение ФНС РФ от 25 января 2005 года. Напомним, что в соответствие со ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», не только юридические, но и физические лица вправе открывать валютные счета в иностранных банках, находящихся на территории зарубежных государств. В данном случае речь идет о банковских учреждениях, которые являются членами международных финансовых организаций, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

П. 2 ст. 12 указанного федерального закона гласит, что все субъекты предпринимательской деятельности должны в обязательном порядке уведомить налоговый орган в случае, если имело место открытие, закрытие расчетного счета или изменение его реквизитов. Под формулировкой «налоговый орган» подразумевается территориальное подразделение государственной налоговой службы по месту регистрации юридического лица. Предприниматели обязаны оповестить налоговые органы о внесении соответствующих корректив в течение одного месяца с момента открытия (закрытия) банковского счета или изменения его реквизитов. Все необходимые сведения должны подаваться в письменном виде.

К слову сказать, до недавнего времени, а именно до 1 января 2007 года, открытие счета в иностранном банке требовало предварительной регистрации компании в налоговых органах по месту учета. Впоследствии это требование было упразднено, поэтому предприниматели получили возможность беспрепятственно открывать счета в банках, находящихся за пределами РФ, без соблюдения каких-либо регистрационных формальностей.

В настоящее время все сведения, касающиеся вопросов открытия, закрытия счетов и изменения их реквизитов, должны подаваться в налоговые органы в письменном виде и по установленной форме. Так, все документы, подлежащие предъявлению в налоговые органы банковскими и кредитными учреждениями, имеющими лицензию Банка России, должны быть оформлены в соответствие с требованиями действующего законодательства. Форма предоставления указанных данных определяется Приказом ФНС России № САЭ-3-09/861@ от 13 декабря 2006 года «Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета».

Письмо Минфина РФ № 03-02-07/1-153 от 18 апреля 2008 года раскрывает некоторые моменты, касающиеся установленных форм. Так, в частности, в указанном документе уточняется, что правила заполнения форм устанавливаются письмом ФНС РФ № ЧД-6-09/75@ от 05 мая 2007 года «О направлении Разъяснений по заполнению форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета». В п.п. 2 и п.п. 5 Разъяснений указан перечень реквизитов, изменение которых является основанием для направления соответствующих сведений в налоговые органы. В соответствие с п. 1 ст. 86 НК РФ, для этих целей банк вправе использовать как бумажные носители информации, так и электронные средства передачи данных. Порядок передачи материалов в налоговую службу регламентируется отдельным нормативно-правовым документом – положением Банка России № 311-П от 07.09.2007 года «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета».

Для самих налогоплательщиков разработана и утверждена отдельная форма предоставления сведений об открытии (закрытии) расчетных счетов. До недавнего времени заполнение сведений осуществлялось на основании формы № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-09/11@ от 17 января 2008 года. Однако несколько месяцев назад ФНС утвердило новый нормативный документ, согласно которому приказ ФНС России № ММ-3-09/11@ от 17.01.2008 г. утратил свою юридическую силу. На смену прежнему документу пришел новый Приказ ФНС России № ММ-7-6/252@ от 21.04.2009 года «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». В список новых форм вошли форма № С-09-2, форма № С-09-3, а также форма № С-09-4, определяющая основные требования к сообщению о реорганизации или ликвидации компаний.

Подводя итоги всего вышесказанного, отметим, что соблюдение всех установленных правил в отношении подачи сообщений об открытии (закрытии) банковских счетов является основой для успеха и процветания вашего бизнеса. Поэтому не стоит забывать о таких «мелочах», как своевременное уведомление налоговых служб о внесении изменений в реквизиты банковского счета. В противном случае не исключено, что ваша халатность будет расценена налоговиками как правонарушение, что повлечет за собой наступление малоприятных финансовых последствий.

  

 

Присоединенные файлы:

Сообщение в ИФНС

Сообщение в ПФ

Сообщение в ФСС

   
 
© 2011 - 2012
Яндекс.Метрика